История Западного Дегунино
Район Западное Дегунино площадью 734 га с населением 61,1 тыс чел. разместился на месте двух старинных русских сел Дегунино и Бусиново. Первое упоминание о селе Дегунине появилось в 1331 г. в духовной грамоте - завещании московского князя Ивана Калиты и является "рекордом древности" Северного округа столицы. В последние годы архитекторы, ведущие строительство в САО, сумели добиться большей выразительности в облике магистралей и улиц. Наглядный пример - монолитные жилые дома на Коровинском шоссе.
Любимое место отдыха жителей - Левобережный лесопарк и обширные загородные леса. Управа района совместно с Советом директоров промышленных предприятий воплощает в жизнь экологическую программу по очистке речек Бусинки и Лихоборки. На территории района успешно сотрудничают с Управой общественные организации: Совет ветеранов, Общество инвалидов, многодетных семей "Ирист", территориальная община "Дегунино".
Для поддержки малообеспеченных жителей осуществляется программа развития сети торгового и бытового обслуживания по сниженным ценам.
Не обойден вниманием детский досуг. Во всех школах района работают кружки и спортивные секции. Вокально - хореографический ансамбль " Северная мозаика", созданный при школе №1224, - победитель и лауреат различных окружных, городских и республиканских конкурсов. С 1998 г. на базе Совета молодежи создана детско - юношеская организация "Мы москвичи", объединяющая молодежные клубы района.
Сохранились в Западном Дегунине памятники старины. Трехпрестольный храм Бориса и Глеба, построенный в 1866 г,. и храм Сергия Радонежского в Бусинове, построенный в 1859г. После долгих лет забвения эти храмы вновь стали действующими.
Граница района Западное Дегунино проходит по оси Малого кольца МЖД, далее по оси Октябрьской ЖД, городской черте г. Москвы (внешней границе полосы отвода Московской кольцевой автомобильной дороги, включая все транспортные развязки улиц и дорог), осям проектируемого проезда № 5207, улице Ижорской, Коровинскому шоссе и Дмитровскому шоссе до Малого кольца МЖД.
На территории этого района Москвы нет "своей" станции метрополитена - станции метро "Речной вокзал" и "Водный стадион" находятся слева от района, а станции "Отрадное" и "Владыкино" - справа. Тем не менее в районе высоко развита сеть наземного общественного транспорта. Район вошел в черту города Москвы в 1960 г., и за это время в нем была создана вся необходимая инфраструктура (5 школ, 11 детских садов, ПТУ, железнодорожный коледж, музыкальная школа, 2 библиотеки, дом культуры железнодорожников и др.). Здесь много промышленных предприятий - среди них Ховринский железнодорожный узел, заводы "Ритм", "Знамя", трубозаготовительный и авторемонтный, холодильник № 15 и др. Есть в районе и своеобразный "городок здоровья" - здесь расположены институт педиатрии и детской хирургии, институт протезирования и протезостроения, детская областная больница. В районе есть собственная зона отдыха - "Дегуниский пруд", издается районная газета.
История Восточного Дегунино
В давние времена к северу от Москвы, на пути к Дмитрову, у речки Лихоборки выросло сельцо Дегунино. Севернее его возникла деревня Хользуево (Фуниково). Восточнее, на ручье, стекавшем в Лихоборку, появилась деревня Бескудниково.
Много позже – к середине ХVIII в. – по Дмитровской дороге, у левого берега Лихоборки встали дворы Верхних Лихобор (Нижние Лихоборы были по другую сторону речки). На землях, примыкавших к этим селениям, раскинулся сегодня московский район Восточное Дегунино.
Самым ранним из известных нам документов, где упоминается село Дегунино, является Духовная грамота Ивана Калиты 1336 года, в которой он жалует село княгине Ульяне с малыми детьми… 1380-й год, время монголо-татарского засилья на Руси. Московский князь Дмитрий Иванович собирает русские полки и ведет их за Оку, навстречу полчищам хана Мамая.
Там, на Куликовском поле произошла «сеча великая», окончившаяся славной победой русского воинства. И было это в день Рождества Богородицы… Документы свидетельствуют, что в вотчину Дмитрия Донского входило и село Дегунино. После смерти Великого Князя его вдова, княгиня Евдокия, в память о муже и о блестящей победе повелела построить в 1393 г. в Кремле церковь в честь Рождества Пречистой Богородицы. Долгие годы эта церковь была домовой церковью московских великих княгинь и цариц (до нашего времени здание не сохранилось). Позже (по некоторым данным с 1585 г.) Дегунино со всеми угодьями и крестьянами стало вотчиной этой церкви. Со временем и земли соседнего Бескудникова отошли той же церкви Божьей Матери.
Начало XVII века - «Смутное время», поход Лжедмитрия II на Москву, его военный лагерь в Тушине… Село Дегунино разорено, деревянная церковь Бориса и Глеба уничтожена. Жители Бескудникова погибли либо бежали в страхе перед насилием польско-литовских интервентов… Но все проходит. Деревня снова ожила. В документах упоминается, что в 1704 г. здесь были «двор вотчинников, двор скотной, людей в них шесть человек, пять дворов крестьянских, людей в них двадцать семь человек…».
В 1764 г. по указу Екатерины II была проведена секуляризация (отчуждение) монастырских и церковных земель в пользу государства. Для управления ими была создана Коллегия экономии (хозяйствования). Теперь крестьяне Дегунино и примыкавших к нему деревень стали «экономическими» и переведены на оброк. Это привело к стремительному развитию селений. Уже в 1770 г. в Дегунине числилось 42 двора и 279 жителей, а в Верхних Лихоборах 20 дворов и 137 жителей. Лихоборские мужики завели вдоль Дмитровской дороги постоялые дворы, а некоторые зарабатывали в Москве извозом.
Крестьянские реформы Александра II 1861 года принесли радикальные изменения на дегунинские земли. Материальное положение крестьян практически не улучшилось. Например, почти третья часть бескудниковской земли, в том числе и весь лес, а также рыбная ловля в пруду остались в распоряжении конторы. В течение 51 года крестьянин должен был платить выкуп за свой надел земли. Зато люди стали свободно распоряжаться своим временем и имели право выбирать любую работу. Скупые суглинистые земли не позволяли получать на полях хороших урожаев. Поэтому местные жители занимались огородничеством, торговали молоком; развиваются домашние промыслы – вязание, слесарное и столярное ремесло. Многие мужики были ломовыми извозчиками, работали в типографиях в Москве, занимались торговлей в столичных трактирах. Но главным богатством неожиданно стала та самая суглинистая земля…
В 1860 г. богородский купец первой гильдии В.А.Прорехов основал на дегунинских землях к западу от деревни Верхние Лихоборы первый здесь кирпичный завод. Прорехов согласился внести арендную плату за землю единовременно за 12 лет вперед своей готовой продукцией. Так он откликнулся на желание крестьян поставить новую каменную церковь в Дегунин. Каменный трехпрестольный храм был построен рядом с деревянным в 1866 г. (в приход входили село Дегунино, сельцо Бескудниково и деревня Верхние Лихоборы, всего 695 жителей). В это время Москва переживает строительный бум. В 1874 году московский купец второй гильдии А.Т.Денисов арендует у бескудниковского сельского общества участок земли (на месте современной площади Туманяна) и ставит второй кирпичный завод. Восточнее Верхних Лихобор возникает третий кирпичный завод. Местные жители не работали на заводах. Они неплохо получали от аренды земли, зарабатывали перевозкой кирпича, торговлей. Однако продолжает развиваться и исконный «фирменный» бизнес: деревня приобретает известность как поставщик парного молока в Москву и округу.
В 1900 г. при прокладке Савеловской железной дороги в двух верстах от деревни Бескудниково была устроена одноименная станция, которая служила перевалочной для перевода грузов на Ярославскую железную дорогу. Это строительство стало ключевым в формировании района. Рядом со станцией появился кирпичный. После застоя во время революции и гражданской войны к 1926 году он свою деятельность как кирпичный завод № 1 Московского управления промышленности и торговли.
В это время рядом строится новый кирпичный завод №2. Станция «Бескудниково» была связана веткой с Северной железной дорогой. В помощь ей строится станция Дегунино. Это усилило значение Бескудниково как узла транспортных коммуникаций, что стимулировало концентрацию здесь промышленных предприятий, появление рабочих мест. Складывается рабочий поселок Бескудниково, население которого в предвоенные годы более восьми тысяч человек, а в 1959 г. – шестнадцать тысяч человек.
В 1960 г. было принято решение о расширении границ Москвы до новой окружной автомобильной дороги. Так территория будущего нашего района вошла в состав столичной земли. По линии Савеловской железной дороги прошла граница административно-территориального деления. Она разделила поселок Бескудниково: его западная часть вошла в состав Тимирязевского района и была включена в поселок Вагоноремонт. Здесь у станций «Бескудниково» и «Лианозово», формировалась сегодняшняя промышленная зона. В 1964 году началось строительство микрорайона Дегунино-Бескудниково. Деревня Бескудинково оказалась в центре новой застройки. Через нее пролегли улицы Дубнинская и Бескудниковский бульвар (1966-1967), застроенные 5-ти и 9-ти этажными домами.
Распоряжением Мэра Москвы в сентябре 1991 г. были установлены временные границы муниципальных округов Москвы, в число которых вошел и муниципальный округ Восточное Дегунино в составе Северного округа.
Граница Муниципального образования Восточное Дегунино проходит: по юго-западной и западной границам полосы отвода Савеловского направления МЖД, далее по осям: пр.пр. № 2236 (включая территорию стоянок МГСА) и Дубнинской ул., южным границам домовладений № 13 по Дубнинской ул. и № 8 (к. 1) по Бескудниковскому бульвару, далее по осям: Бескудниковского бульвару (исключая домовладения № 10 (к. 1, 2, 3, 4 и 5) по Бескудниковскому бульвару), безымянного проезда, по юго-западной границе территории школы N 231, осям: Дегунинского пр., ул. Дубнинской, пожарного проезда (вдоль южных границ домовладений № 22 к. 1 и 2, 20, 18, 16, 14 по ул. Восьмисотлетия Москвы), Дмитровского ш. (от дома № 96 к. 1 по Дмитровскому ш.), пр.пр. № 5267, восточной границе территории ЛЭМЗ, оси пр.пр. № 5265 до Савеловского направления МЖД.
Территория этого района Москвы - 415 га, население - 77,5 тыс. человек. В районе нет "своих" станций метрополитена, но вблизи него находятся станции "Владыкино" и "Алтуфьево". Восточное Дегунино - молодой развивающийся район, здесь немного промышленных предприятий и много жилых кварталов. На территории района расположены крупнейший в Европе Лианозовский молочный комбинат, НИИ стали, комбинат "Хоккей" (выпускает хоккейные клюшки мирового уровня)электромеханический завод и завод технологического оборудования. В районе создана разветвленная инфраструктура (16 школ, 11 детских дошкольных учреждений, 2 ПТУ, 4 библиотеки, 3 поликлиники, 71 предприятие торговли и общественного питания, 19 предприятий бытового обслуживания), действуют спортивно-досуговые клубы для молодежи (в т.ч. единственная в стране "Детская Лига по американскому футболу"), выходит районная газета "Дегунинские вести".